Ирина Долматова-Эггерс, со-основатель EQUILOGY, дипломированный фасилитатор IFEEL Method — персональное развитие и психотравматология при содействии лошадей (Великобритания), программный директор IFEEL Method по Европе
Ипповенция “путь к себе через лошадь” объединяет психотерапевтическое, психокоррекционное, обучающее и развивающее воздействие на человека с вовлечением лошади.
В международном пространстве распространено разделение:
- на equine-facilitated/ assisted learning – обучение и личностное развитие при содействии лошадей,
- и equine-facilitated/ assisted psychotherapy – психотерапия и психологическая коррекция при содействии лошадей.
Хотя последнее время и здесь есть тенденция в сторону объединяющего термина human-equine intervention, означающего управляемое воздействие на человека при помощи или содействии лошади.
Ключевое отличие от иппотерапии в том, что в рамках ипповенции воздействие нацелено на психологическое состояние человека, его навыки, установки и пр. В случае психосоматических явлений можно наблюдать эффекты и на уровне физиологии, но все же это косвенное следствие изменений в психике человека, а не непосредственное воздействие на «физику», как в иппотерапии. Точно так же специалисты по иппотерапии отмечают позитивное влияние на психологическое состояние их клиентов.
Еще один важный момент: ипповенция не является методом и может включать в себя различные практики и модальности.
В мире на сегодняшний день существует множество стандартов и подходов, которые относятся к ипповенции как национальных, ориентированных на одну страну, так и глобальных. При этом эффективность метода или стандарта, качество и глубина работы зависят больше от применяемых методик и инструментов, специализации и квалификации специалистов, нежели от распространённости в мире, популярности или же количества лет существования на рынке.
У лошадей в ипповенции особенная роль. Хотя она может быть очень разной и будет зависеть от подхода или стандарта, философии и этических норм.
В любом случае лошади, как и любой другой вид, уникальные животные.
С одной стороны, уже существует человеческое отношение к ним, которое сформировано культурным наследием. Лошади одни из тех животных, которые находятся рядом с человеком на протяжении тысячелетий, и которые влияли на выживаемость людей (от транспорта до обеспечения едой).
С другой — важна их видовая уникальность. Лошади эволюционировали как пастбищные табунные животные, при этом они не стали жвачными, они отличаются от тех же коров. Эти особенности влияют на то, как устроена их система выживания, включая пищеварение, как лошади взаимодействуют друг с другом и с окружающим их миром, и как работает их нервная система. Отличается и их социальная организация от устоявшихся концепций лидерства и доминирования, что уже подтверждается существующими исследованиями, хотя все ещё с трудом принимается в конных сообществах.
Система эмоциональной регуляции у лошадей зависит от окружающих их сородичей (табуна) и нервного состояния других, поэтому, наблюдая за устойчивой группой или табуном, можно заметить, что вся группа действует как единый организм.
Лошади постоянно отслеживают возникающие в окружающем их пространстве изменения, состояния всех присутствующих и реагируют на это.
Также они сопоставляют, как внешнее проявление человека сочетается с тем, что происходит с ним внутри. В итоге мы получаем живую и честную обратную связь, которая необходима для любых изменений в поведении человека.
Существуют и взаимное влияние (ко-регуляция) человека и лошади на уровне эмоций и возбуждения нервной системы, что уже подтверждено исследованиями, а также динамика привязанности, которая представляет большой интерес (исследования в этой области пока продолжаются).
Все это возможно интегрировать в работу по ипповенции, создавая особенное пространство либо для терапии и сложных изменений, либо для ускорения приобретения нужных навыков человеком как взрослым, так и ребенком.
У некоторых людей может быть способность к самостоятельным рефлективным практикам, и тогда они сами многому учатся у лошадей, у других животных и у природы. Если же говорить об ипповенции как о профессиональной деятельности, в рамках которой происходит воздействие на психологическое состояние и поведение человека, то это работа специалиста, а эффективность работы, влияние на клиента и лошадь важно уметь обосновывать максимально объективно.
Я часто наблюдаю как меняется динамика поведения лошадей во время программ. И именно от интерпретации и фасилитации процесса ведущим зависит качество воздействия и результата.
Для проведения сессий по ипповенции специалист должен иметь профильное образование из области психологии человека, дополнительное образование в области психологии и поведения лошадей, основ их благополучия и уметь все практически объединять безопасно и эффективно.
Ведь именно специалист отвечает за создание правильного пространства, динамики и управляет процессом: что происходит с клиентом и лошадью, что меняется в психике и поведении и как создавать условия для развития конкретного навыка или изменения в поведении человека.
Присутствие же лошади также оказывает большое влияние на самого человека и процесс, значительно усиливая возникающие во время работы осознаваемые и подсознательные динамики.
Лошади могут быть любые, но обязательно здоровы как физически, так и психологически. И на момент вовлечения в любую сессию с человеком лошади должны быть способны контактировать с человеком, понимать «язык» безопасного взаимодействия и «выражения» себя при этом.
Мы проверяем и при необходимости готовим лошадей к работе в наших программах, обучаем их делать выбор (т.е. агенстности*), при этом выражать себя безопасно, находясь с человеком в контакте.
|*Агентность – это способность лошади делать выбор самостоятельно. Очень часто эта способность недостаточно развита или отсутствует вовсе у домашних лошадей. Особенно может проявляться, когда они оказываются в условиях огороженных площадок, где обычно проходят тренировки, или в присутствии любого человека. Это происходит из-за эксплуатации концепции подчинения лошади и навязчивого тренинга поведений до состояния рефлексов, а также традиционных условий содержания|
Бывает, что лошади из-за её прошлого нужна долгая реабилитация (до нескольких лет) прежде, чем мы вводим её в сессии с непосредственным контактом с человеком. При этом лошадь не исключается из табуна даже во время процесса реабилитации.
Мы обязательно встраиваем в сессии и необходимое обучение самих клиентов в соответствии с динамикой процесса и нашим подходом. То есть сразу создаем пространство равных чувствующих участников. Это обеспечивает условия для безопасности и чистоты взаимности. И можем менять даже саму программу с учетом изменения состояния лошадей.
В IFEEL Method лошадь не терапевт.
Более того, мы считаем, что не этично присваивать ей такую роль как в отношении самих лошадей, так и в отношении услуг для клиентов. Потому что если лошадь — терапевт, то вольно или нет, но мы перекладываем ответственность за состояние клиента и результат на саму лошадь. А насколько это честно? Ведь у лошадей даже не может быть концепций жизни, работы, понимания задач и вызовов, в которых действует человек. Откровенно говоря, и 100% выбора у домашней лошади тоже не может быть, потому что как минимум окружение, пространство, день и время сессий все равно определяется человеком. Правда, отсутствие в чем-то выбора не значит отсутствие автоматически благополучия. Благополучие – комплексная система с многими составляющими.
А вот работа в ипповенции для лошади по умолчанию благополучной точно являться не может.
Уже известно, что внутреннее состояние человека не только воспринимается лошадью, но и лошадь сама способна это состояние испытывать (ко-регуляция). То есть если у человека в моменте есть нервное возбуждение и неприятные эмоции (даже не признанные и неосознанные), лошадь тоже может это чувствовать, находясь в поле человека и, тем более, группы людей.
Огромную роль для лошадей играет пространство вокруг них и прикосновения к их телу во время сессий. Их восприятие отличается. Нам может казаться, что лошади достаточно 10 м вокруг нее, чтобы отдохнуть или восстановиться, когда для конкретной лошади нужно не 10 м, а 100 м. Мы часто заранее допускаем, что поглаживание будет лошади приятно, и уж точно легче чем возить человека в седле, а лошадь наоборот может испытывать стресс и усталость.
К тому же у домашних лошадей очень часто встречается выученное принятие человеческих объятий и даже при созданном выборе может не оказаться нужной агентности. И вопросы управления благополучием лошадей в ипповенции должны стоять наравне с вопросами по обеспечению безопасности всех участников, независимо, строится ли работа только на земле, со свободной лошадью или нет.
Когда же у лошади есть необходимая агентность и обеспечено ее благополучие, во время сессий можно наблюдать, как некоторые выбирают подойти, как будто «поддерживают» человека в его сложных внутренних процессах осознания и принятия. И за годы практики это один из множества других моментов, когда наполняешься благодарностью и восхищением самой природой за то, что она создала для нас.
Для обоснованности решений мы можем делать предположения, опираясь на наблюдаемые факты, контекст, самого клиента и знания из области этологии и поведения лошадей. Лошади всегда стремятся к ощущению комфорта и спокойствия. Внутри табуна лошади, которые находятся в устойчивом эмоциональном состоянии, поддерживают тех, кто чувствует себя слабее.
Вероятно, что похожие поведения лошади могут проявлять и с людьми. Хотя каждый раз будет уникальная история, и одна и та же интерпретация для разных клиентов может оказаться как верной, так и не корректной или даже опасной. Опыт, текущее состояние лошади, возникающие видимые и не воспринимаемые нами стимулы, все это повлияет на её реакцию и поведение в моменте.
Например, одно и то же поведение в виде приближения лошади к человеку может иметь очень разные причины и, соответственно, интерпретации.
Одни лошади во время сессий на свободе могут подходить просто из-за любопытства к новому человеку. Другие же вполне могут подходить из-за желания снизить нервное возбуждение человека, потому что для кого-то находиться в возбуждении и негативных эмоциях ощущается неприятно. Возможна и третья ситуация, если человек находится в устойчивом позитивном состоянии, он приятно «звучит», и тогда лошади хотят быть рядом в его пространстве… Значит ли это, что лошадь приняла человека в свой табун и у них появилась связь? Вовсе не обязательно, но не исключено.
То есть важно, что всегда существует возможность разнообразных вариантов, почему лошади реагируют так, а не иначе. Многое, что происходит, может вполне не иметь научно-обоснованного объяснения. Но это не означает, что возникает «магия» и что когда мы приводим лошадь, то на этом сессия станет самодостаточной. И человек во время взаимодействия с лошадью проживает эмоционально заряженный свой личный опыт. Какими же станут этот опыт, выводы, осознания, изменения у клиента зависит от того, как будет построена работа специалистом, ориентированная при этом на потребности и состояние клиента.
Интересно, что ипповенция как профессиональное направление деятельности получила развитие в последние три десятилетия. На мой взгляд, одна из важных причин этого – изменение в сознании и жизни самих людей. Отношение к лошадям, другим животным и природе меняется приблизительно в те же десятилетия. Появилось больше понимания в обществе, что животные — чувствующие существа, что важно психологическое здоровье людей и животных и что мы взаимно влияем друг на друга. Взаимодействие с чем-то живым и на природе все больше востребованы на фоне развития технологий и урбанизации, а значит, у ипповенции хорошие перспективы быть востребованной.
А вот то, насколько и в каком качестве она будет признана, зависит от уровня самих специалистов в ипповенции и предоставляемых ими услуг. Я очень поддерживаю всех, кто серьезно подходит к своему делу, обучается и развивается в этом направлении.
Также считаю, что для признания деятельности важны этичность и честность как самих услуг, так и коммуникации о них.
Работа по трансформации команд или личности отличается от обучения навыкам или психотерапии. И адекватная оценка своих компетенций, соответствующее этичное позиционирование услуг позволят вместе создавать репутацию ипповенции как эффективной деятельности, которой можно доверять.